Джеймс ТОККО

ТОККО Джеймс (р. 21. IX 1943)

К моменту своего приезда в Москву, на Третий конкурс имени Чайковского, американский пианист "котировался" на мировой фортепианной "бирже" достаточно высоко. Первые премии на конкурсах имени Магды Тальяферро в Париже (1964) и Марии Каналье в Барселоне (1965) говорили сами за себя. Артист вел довольно широкую концертную деятельность, выступая как в США, так и в Европе. И все это несмотря на поздний старт: только в 14 лет он стал всерьез заниматься музыкой. Первым учителем Токко был воспитанник Киевской консерватории Б. Максимович, а затем, в Европе, он брал уроки у П. Бадура-Скоды, К. Цекки, занимался в музыкальной школе М. Тальяферро. Уже тогда пресса отмечала "ясность замыслов и чувство меры", присущие молодому пианисту, разносторонность репертуара: его программы на разных конкурсах почти не повторялись. Словом, участие в московском соревновании отнюдь не было для него остро необходимым и даже содержало в себе некоторый элемент риска. Полученная им пятая премия в сущности ничего не изменила - она лишь подчеркнула разницу в классе между предыдущими соревнованиями, где Токко побеждал, и московским. И впоследствии он с переменных успехом играл в разных конкурсах, став лауреатом в Монреале и Брюсселе, оставшись за чертой призеров в Лидсе (VI место).

Так или иначе, а Джеймс Токко сумел закрепиться на концертной эстраде. Не раз гастролировал и в нашей стране. Теперь, в 80-е годы, он считается уже мастером фортепиано. Большая степень точности, которой всегда отличалась его игра, сочетается ныне с несомненным лирическим обаянием. Еще в дни конкурса Г. Цыпин отмечал, что "его искусство согрето сердечным теплом, человечностью, в нем всегда подкупает какая-то доверительная „общительность" высказывания". В отличие от многих своих коллег, Токко не гонится за предельными темпами, умеет демонстрировать тонкое туше, рациональную педализацию. Однако с годами стали очевиднее и слабые стороны артиста: нехватка звуковой и ритмической гибкости, подчас - стилистическая нечуткость, а главное - отсутствие ярко выраженной индивидуальности. Это особенно дает себя знать в произведениях Бетховена и Шопена, которые артист охотно включает в свои программы. Достоинства же его наиболее рельефно выступают в трактовке Равеля, в некоторых пьесах Листа, словом, там, где на первом плане красочность, разнообразие колорита. И тут Токко имеет заслуженный успех.

Джеймс Токко много концертирует как солист, с оркестрами Берлина, Лондона, Лос-Анджелеса, Цинциннати, Мюнхена, как исполнитель камерной музыки, а также преподает на музыкальном факультете в университете Цинциннати и Высшей школе музыки в г. Лбек в Германии.

Частично цитируется по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!