Регина СМЕНДЗЯНКА

СМЕНДЗЯНКА Регина (р. 9. Х 1924)

В наши дни становится все очевиднее, что успех на конкурсе вовсе не является гарантией успешной концертной карьеры артиста. Но точно так же верно и обратное - конкурсная неудача не обязательно влечет за собой необратимые отрицательные последствия. Биография Регины Смендзянки - отличное тому доказательство. Она лишь однажды стала лауреаткой, получив в 1949 году в Варшаве, на Шопеновском конкурсе, одиннадцатую премию. Но это не помешало ей вскоре выдвинуться в число самых активных польских концертантов, опередив в этом отношении многих и многих лауреатов.

Дело тут в таланте и высокой профессиональной подготовке. Талант Смендзянка проявила в раннем детстве, и уже в восемь лет стала победительницей общепольского соревнования юных дарований, проходившего в Варшаве. Сначала она училась в Поморской консерватории в Торуне у М. Джевецкой, а с 1936 года стала ученицей известного мастера Г. Штомпки в Краковской консерватории. Война прервала занятия музыкой, и консерваторию Смендзянка окончила только в 1948 году. Позднее она еще совершенствовалась под руководством 3. Джевецкого в Варшаве. Опытные наставники помогли ей найти свой путь в искусстве. "Штомпка развил эмоциональность и творческое воображение, открыл мое сердце и научил находить путь к чужим сердцам. Джевецкий обогатил мой ум, научил рассудительности и привил стремление к неустанному совершенствованию",- вспоминает артистка.

К концу 50-х годов Р. Смендзянка выросла в зрелую, яркую творческую личность. Ее искусство привлекает разносторонностью и гармоничностью. Конечно, как у всякого польского артиста, фундаментом ее репертуара является музыка Шопена. Ее исполнение Шопена не поражает масштабностью или драматизмом, но отмечено легкостью, элегантностью. "Смендзянка не задается целями, которых не может достигнуть, знает границы своего дарования, старается доставить игрой радость, удовольствие",- писал один из советских критиков. Именно интерпретация Шопена, по своим эстетическим принципам близкая трактовкам Артура Рубинштейна, принесла артистке известность во многих странах, в том числе и в СССР, где она гастролировала много раз.

Но возможности пианистки позволяют ей владеть богатым и разнообразным репертуаром. Здесь Первый концерт Бетховена (который критики называют ее "коронным номером") и Вариации и фуга на тему Генделя Брамса, Сонаты Шуберта и Польская фантазия Падеревского, сочинения Дебюсси, Равеля, Бартока, Хиндемита, Прокофьева, современных польских авторов, прежде всего Г. Бацевич и А. Малявского. Не случайно еще в 1965 году интерпретация артисткой польской музыки была отмечена специальной премией на фестивале "Варшавская осень".

Авторитет пианистки весьма высок. Она постоянно участвует в жюри многих международных конкурсов в Варшаве, Москве, Солерно, Токио, Хельсинки, ведет активную педагогическую деятельность сначала в Краковской Музыкальной академии (до 1968 г.), а потом в Музыкальной Академии им. Шопена в Варшаве (1968-1996). В 1974 году она занимает пост ректора Высшей музыкальной школы в Варшаве.

Регина Смендзянка пишет статьи в музыкальные издания, а в 2000 году написала книгу "Как играть Шопена - попытка дать ответ".

Частично цитируется по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!