Андраш ШИФФ

ШИФФ Андраш (р. 1953)

В плеяде венгерских пианистов, выдвинувшихся за последнее десятилетие, Андраш Шифф - один из самых молодых, и известность он завоевал позже других. Но редкая одаренность музыканта обратила на себя внимание очень рано. В 1968 году Венгерское телевидение проводило серию передач под названием "Кто что умеет", в которой юным музыкантам предоставлялась возможность показать свои способности. Первую награду получил тогда 15-летний Шифф. И не удивительно: незадолго до этого он уже был принят, в нарушение всех норм и порядков, в Будапештскую музыкальную академию. Талант мальчика был столь очевиден, что дирекция пошла на это отступление от правил.

Шиффу повезло: он попал в класс к маститому педагогу, всемирно известному композитору и пианисту Палу Калоше. Его блестящая эрудиция и огромный опыт помогли юноше планомерно и неуклонно развивать свое дарование, не соблазняясь выгодными предложениями, которые последовали за его телевизионным успехом. "Я не только не получил привилегий в результате этой победы,- говорит Шифф,- но, напротив, должен был работать очень серьезно, чтобы опровергнуть общее мнение, что я считаю себя вундеркиндом".

Работа принесла отличные плоды. В 1973 году музыкант был удостоен второй премии на конкурсе Венгерского радио и первой - на конкурсе камерной музыки имени Л. Вейнера, в котором он выступал совместно с Миклошем Сентхеем. В следующем году он отправился в Москву на Конкурс имени Чайковского...

Вот как описывал позже свои впечатления советский музыковед Л. Гаккель: "С первой же своей ноты на конкурсе (Прелюдия и фуга Баха As-dur из второго тома „Хорошо темперированного клавира") Шифф поразил тонусом исполнения, тонусом, я бы сказал, высочайшей праздничности. Шел пятый день конкурса, в общем довольно безрадостный... И вдруг... Шифф, непримечательное лицо, непримечательная биография. Какое прикосновение к роялю, какой заряд энергии, какие жгучие пальцы! Буклет отброшен, слух мой впивается в звучащую музыку. За миг до случившегося и в мыслях не было услышать такое! О, великая тайна таланта! Это не просто тонус концертанта, не просто эстрадная оживленность - такое уже бывало и воспринималось только как „хороший тон" исполнителя, вышедшего на люди. У Шиффа - предельная активность творящего духа в каждый момент музицирования"... Конечно, не все в игре молодого артиста было одинаково удачно, одинаково отшлифовано в профессиональном плане. Но и четвертая премия, которой он удостоился в итоге,- высокая награда для такого конкурса. Спустя год Шифф закрепил успех, завоевав третью премию на конкурсе в Лидсе, а в 1975 году окончил Академию музыки и начал самостоятельную деятельность концертанта и педагога.

За короткий срок, прошедший с той поры, артист сумел заявить о себе как яркий музыкант и профессионал высокой марки во многих странах Европы, в США и Японии. Он уже записал несколько содержательных монографических пластинок, привлекших в целом благосклонное внимание критики; лучшие из них сонаты Скарлатти, сольные пьесы Баха, а также фортепианные дуэты Шуберта с И. Рохманом. Репертуар Шиффа пока не слишком широк, но его склонность к камерному музицированию дает основания надеяться на последовательное пополнение программ пианиста. Он охотно выступает в ансамблях с инструменталистами и певцами, зарекомендовав себя тонким и чутким партнером.

Искусство Андраша Шиффа еще находится в процессе становления. Иной раз критики упрекают его в статичности, некоторой сухости звука, неверном выборе темпов. Но вместе с тем никто не оспаривает, что это - яркий и перспективный музыкант, игра которого и сейчас способна увлечь слушателя. "Шифф - всесторонне развитый пианист, одна из сильнейших сторон которого - непосредственность исполнения, естественность музицирования. Благодаря своеобразной манере игры ему удается создавать на концертах приподнятую, даже праздничную атмосферу",- пишет венгерский музыковед М. Керени. Не это ли высшая похвала артисту!

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!