Питер СЕРКИН

СЕРКИН Питер (р. 27. VII 1947)

"Меня интересует только такое исполнение, напряженное и непосредственное, которое буквально "внедряет" музыку в тело слушателя. Меня не волнуют интерпретации, при которых на передний план выходит собственное "я" исполнителя. Думаю, что иногда для пианиста важнее всего прекратить играть и задуматься. Человек не может стать настоящим пианистом, если он не желает вслушаться в тишину". Таково кредо Питера Серкина, который признан сегодня одним из самых многообещающих артистов своего поколения. Это кредо отражает и близость его к отцу - одному из крупнейших пианистов XX века, и собственные сомнения, превратности судьбы.

Казалось бы, Питеру Серкину самой судьбой было определено стать пианистом. От природы он наделен яркой музыкальностью, первые уроки получил дома, а потом обучался в Институте Кертис в Филадельфии, который возглавлял его отец. И разумеется, главным учителем, его был Рудольф Серкин. Он и привил Питеру любовь и преданность музыке, прежде всего классике. В 12 лет Серкин-младший уже записал на пластинку один из концертов Моцарта и удостоился высокой оценки критиков. За ней последовали новые моцартовские записи, сделавшие его имя известным и в Европе. "Это самая трогательная и волнующая пластинка, какая только появилась за долгие годы, - писал один из рецензентов. - Она трогает и захватывает своей глубокой серьезностью, выстраданностыо поиска, с которой юный Серкин прокладывает свой путь к Моцарту. Это не обычный путь: для него фортепианный Моцарт исходит не от Гайдна и итальянцев, а от Филиппа Эммануила Баха".

К началу 70-х годов Питер Серкина уже завоевал довольно широкую известность. Он много выступал в концертах, среди его записей наибольшее внимание привлекли "Вариации на тему Гольдберга" Баха и Скрипичный концерт Бетховена в авторском переложении для фортепиано с оркестром. Он охотно обращается и к современной музыке. На фестивале в Марлборо (1966) Серкин с успехом исполняет в сопровождении оркестра под управлением С. Озавы Первый и Третий концерты Бартока, а затем включает в свой репертуар Концерт Шёнберга и ряд сольных сочинений этого композитора. Все говорило о том, что молодой артист развивается гармонично и перед ним открыта широкая дорога. Но тут карьера Серкина делает крутой поворот. Неудовлетворенный собой, он вовсе бросает играть, надолго уединяется то в Мексике, то в горах Тибета или Непала, а вернувшись, предпочитает исполнять поп-музыку, джаз, авангардистские экспериментальные опусы. Временами Питер Серкин за целый сезон не появлялся на эстраде. Но к концу 70-х годов все возвращается "на круги своя". Сын знаменитого отца сам укрепляется в ряду заслуженно известных артистов.

Репертуар Питера Серкина ныне весьма широк. Он включает и образцы современной музыки, и многие произведения Бетховена, Шопена, Шумана, но наивысшие достижения пианиста по-прежнему связаны пока что с музыкой Моцарта. Здесь он демонстрирует и филигранную тонкость отделки деталей, и удивительную легкость, прозрачность звуковой палитры, и умение услышать за легкостью и красочностью этой музыки серьезные мысли, передать их слушателям.

"Духовность и музыкальность сливаются в игре Питера Серкина в высокой степени",- отмечал один из американских критиков.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!