Эбби САЙМОН

САЙМОН Эбби (р. 8. I 1922)

В наши дни всеобщей "акселерации" газеты то и дело сообщают о юных музыкантах, проявляющих выдающиеся способности: недостатка в вундеркиндах нет. Но очень редко случается, что юные таланты со временем вырастают в настоящих артистов. Эбби Саймон сумел счастливо преодолеть этот порог. Поступив в филадельфийский Институт Кертиса 12-летним мальчиком, он получил профессиональную подготовку под руководством педагога Д. Сепертона, совершенствовался у таких мастеров, как А. Шнабель и Л. Годовский, и лишь после этого (в 1939 году) вступил в концертную жизнь. Начать активную артистическую деятельность ему помогла победа в конкурсе на премию фонда имени Уолтера Наумбурга - одном из двух соревнований, определявших тогда в США будущее молодых исполнителей. Обладатель этой премии получает возможность показать, на что он способен, в сольном концерте в нью-йоркском "Таун-холле". Такой дебют всегда обставляется в привычном для американцев рекламном духе, но у опытных знатоков это чаще всего вызывает обратный эффект. На сей раз было иначе. "Публика собралась, зная наперед, что мистер Саймон будет играть „безупречно", „тонко", „гладко", „элегантно". Он не разочаровал никого. Вся программа демонстрировала отличный пианизм и неизменный самоконтроль высокого образца",- констатировала газета "Нью-Йорк таймс".

Так началась карьера, которая длится уже более сорока лет. Саймон, правда, не стал звездой первой величины, но и не уронил завоеванной им репутации. Это позволяет ему регулярно концертировать по всему миру, записываться на пластинки, а в последние годы и преподавать на многочисленных курсах пианистического мастерства. С годами присущие ему качества - поэтичность, музыкальность, отточенная мелкая техника,- отнюдь не поблекли, но, напротив, стали главными отличительными чертами его тонкого и точного профессионализма. Советские слушатели имели возможность оценить их во время гастролей артиста в нашей стране в 1967 году. "Эбби Саймон - блестящий виртуоз, каких не так уж много, который покоряет совершенной бисерной техникой. Нельзя не любоваться его пассажами, двойными нотами в Вариациях на тему „ABEGG" Шумана; филигранной отточенности деталей, легкости, красоте и ясности „произношения" может позавидовать любой пианист",- отмечалось в советской печати. Вместе с тем не остались незамеченными и слабые места его пианизма: отсутствие внутренней сосредоточенности, однообразие приемов, недостаточно масштабное мышление.

Достоинства артиста рельефнее всего проявляются в произведениях Шопена, Мендельсона и Равеля, многие из которых записаны им на пластинки. Ему, в частности, принадлежит одна из первых пластинок, сделанных по квадрофонической системе; на ней - все произведения Шопена для фортепиано с оркестром: оба концерта, Анданте спианато, Большой полонез, Фантазия (соч. 13), Краковяк (соч. 14), Вариации (соч. 2). Здесь он показал себя, по словам журнала "Мюзикал Америка", "одним из самых уравновешенных и надежных пианистов", хотя его игра порой бывает "излишне мускулистой, упругой" и колористически недостаточно яркой. Высоко оценила критика также записи четырех шопеновских Скерцо, пьес Равеля. Но в произведениях крупной формы - концертах Брамса или Рахманинова, сонатах Шопена - ему редко удается овладеть вниманием слушателей безраздельно, сохранить от начала до конца драматургическую цельность музыкального замысла. И все же можно согласиться с рецензентом английского журнала "Рекорде энд рекординг": "Эбби Саймон - пианист, которого всегда стоит послушать, ибо ему никогда не изменяет вкус". А это - не так уж мало...

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!