Юрий МУРАВЛЕВ

МУРАВЛЕВ Юрий Алексеевич (р. 8. VII 1927)

засл. арт. РСФСР (1981)

"Минуя большие залы"-под такой рубрикой опубликовал в 1971 году журнал "Советская музыка" обзор московских пианистических вечеров. Одним из "героев" этого обзора был Юрий Муравлев. Да, на протяжении многих лет его имя занимает скромное положение на столичных концертных афишах, хотя послужной список конкурсных успехов вполне позволял ему претендовать на место в "высшем обществе": на всесоюзном соревновании 1945 года он был третьим (вслед за С. Рихтером и В. Мержановым!), на первом послевоенном конкурсе в Варшаве - четвертым. Но уж таков, в некотором роде, "камерный" склад творческой натуры пианиста.

Артист нейгаузовской школы (он окончил Московскую консерваторию в 1952 году и до 1955-го совершенствовался у своего профессора в аспирантуре), Муравлев и в репертуарном отношении во многом остается верен основным пристрастиям выдающегося мастера. Музыка Шопена и Скрябина вот уже более четверти века находится в центре его внимания, составляет содержание монографических программ пианиста. В интерпретации шопеновского наследия рельефно обозначились специфические особенности художественного почерка Муравлева - лирика "миниатюриста". По этому поводу у рецензентов не было разночтений. "Юрий Муравлев - тонкий, вдумчивый музыкант,- писала в 1956 году О. Зимина.- Его исполнение поэтично и изящно; оно отличается пластичностью и внутренней уравновешенностью, убедительной фразировкой, приятным звучанием (особенно в piano и pianissimo). Ю. Муравлеву больше удаются задушевные, интимные по характеру миниатюры, требующие филигранной отделки... Музыку Шопена он раскрывает несколько односторонне - в сугубо лирическом плане. Драматические и героические образы не получают должной силы выражения". Почти в тех же словах формулирует свои впечатления другой рецензент, подписавшийся - Флорестан: "Юрий Муравлев... играет Шопена лирически. Такая трактовка вполне соответствует характеру его пианизма, склонного к интимности высказывания. Более удаются ему шопеновские миниатюры... При всей лиричности в интерпретации Ю. Муравлева дает себя чувствовать „короткость дыхания". Он часто не доводит нагнетания до высшей точки".

Шли годы, оттачивалось мастерство, накапливался опыт, однако лирическая направленность оставалась определяющей доминантой в пианистической палитре музыканта. Вот оценка Д. Благого, относящаяся уже к 1960 году: "Много привлекательного было в исполнении Ю. Муравлевым шопеновской программы... Импонировала внутренняя сосредоточенность, благородная сдержанность артиста. Порой (это бывало всегда как-то неожиданно и тем сильнее действовало на слушателя) сдержанность уступала место большой внутренней теплоте. Как ни странно - ведь речь идет о Шопене,- звуковыми красками Ю. Муравлев пользуется довольно скупо. Но скупость-это еще не скудость. Артист умеет приберечь звуковую выразительность, тембровую краску до главного, решающего момента. Это в значительной мере оправдывает некоторый звуковой "аскетизм". Тонко оттеняя сопоставления образов, Ю. Муравлев почти никогда не подчеркивает контрасты, что, вероятно, связано с известной суженностью его эмоционального диапазона. Не это ли помешало пианисту исполнить более развернутые произведения Шопена с такой же убедительностью, как и его миниатюры?.. Превосходно передал артист вальсы и мазурки. Секрет очарования его игры - в тонком ощущении ритмической природы этих сочинений... Не меньшее значение в искусстве Муравлева-миниатюриста приобретает элемент импровизационности. Он придает исполняемому произведению живое, трепетное дыхание..."

Все упомянутые качества в той или иной степени проявляются и тогда, когда Муравлев обращается к творчеству других авторов - Моцарта, Бетховена, Шуберта, Листа, Шумана, Глинки, Чайковского, Рахманинова. Вместе с тем пианист, как видно, отчетливо сознает специфику своего исполнительского профиля, амплитуду пианистических возможностей. Недаром он принадлежит к небольшому числу концертантов, кто часто включает в программы произведения Грига - сюиту "Из времен Хольберга", Лирические пьесы (соч. 43 и 54), песни, фрагменты из "Пер Гюнта"; в его репертуар входит и Фортепианный концерт норвежского композитора. Именно об интерпретации григовской музыки (а также сочинений Скрябина) и шла речь в значительной части рецензии Ю. Зверева и В. Александрова под рубрикой "Минуя большие залы": "Умный, высококультурный музыкант, Муравлев продемонстрировал отличный вкус, благородное чувство меры во всем, что играл. Это тем более ценно, что Григ наряду с Моцартом служит пробным камнем в отношении вкуса... Пианист с честью выдержал испытание простотой, которому подверг себя сам. Экономно расходуя выразительные средства, он с первых же тактов сюиты в старинном стиле „Из времен Хольберга"... захватил искренностью своей игры, с ее по-камерному скупым расходованием динамических градаций... Обращало на себя внимание колористическое мастерство пианиста, тонко ощущающего окраску тональностей... Тонкий, по-своему вдохновенный артист, Муравлев не хочет ничего навязывать слушателям, а просто предлагает им полюбоваться красотами музыки. Поэты и мечтатели не столь уж частое явление на нашей концертной эстраде. Тем большая наша благодарность артисту за его искусство".

В 1959-1961 гг. Муравлёв преподает курс специального фортепиано в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. С 1967 г. по настоящее время Муравлев работает на межфакультетской кафедре фортепиано Московской консерватории.

Муравлёв-пианист выступает с сольными концертами, нередко – с монографическими программами, посвященными творчеству В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Э. Грига, П. Чайковского, А. Скрябина, С. Рахманинова; в концертном репертуаре представлена также музыка отечественных композиторов ХХ века – С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Т. Хренникова, А. Эшпая, Н. Ракова, Г. Галынина и других.

Принимает участие в фестивалях современной музыки, авторских концертах (А. Муравлёв, Ю. Александров, А. Самонов и других).

Состоялись многочисленные выступления с симфоническими оркестрами под управлением известных дирижеров (К. Иванов, К. Зандерлинг, К. Элиасберг, Г. Рождественский, Е. Светланов, В. Дударова, Г. Проваторов и других).

Муравлёв известен как талантливый ансамблист. Он много концертировал с сестрой – скрипачкой Е. А. Чугаевой (профессор Венской высшей музыкальной школы) и другими музыкантами.

Частично цитируется по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!