Олег МАЙЗЕНБЕРГ

МАЙЗЕНБЕРГ Олег (р. 30. IV 1945)

Яркая артистическая индивидуальность, неповторимость творческого почерка во все времена высоко ценились и публикой, и специалистами. В наши дни, когда по расхожему выражению "хорошо играть на рояле умеют все профессионалы", качества эти поистине драгоценны, но они же, подчас, не только заставляют обращать внимание на исполнителя, но и затрудняют его продвижение по лестнице признания. В этом отношении путь Олега Майзенберга весьма характерен: нежелание идти на творческие компромиссы, упорное следование собственным принципам отнюдь не всегда приносило ему лавры.

Начало его пути, впрочем, было не особенно примечательным. Он родился и вырос в Кишиневе, где и получил первые уроки игры на фортепиано у матери еще в пятилетнем возрасте. Затем - годы занятий в здешней Центральной музыкальной школе и Институте искусств под руководством педагога Е. С. Зак и Л. В. Ваверского. Уже в ту пору юноша много раз выступал в концертах с не по годам сложными программами, проявляя, по словам молдавского критика 3. Столяра, "сильные стороны своего дарования: тонкую музыкальность, поэтичность, непосредственность выражения, сугубо индивидуальное отношение к исполняемой музыке".

Эти качества сохранились и развились в пору дальнейшей учебы в московском Институте имени Гнесиных (1966-1971), где наставником Майзенберга был профессор А. Йохелес. Еще будучи студентом, а затем и ассистентом своего педагога, Майзенберг, ранее уже побеждавший на республиканском и Всесоюзном конкурсах, стал лауреатом сразу двух соревнований в Вене (1967): он завоевал вторую премию на Шубертовском конкурсе и первую - на конкурсе исполнителей музыки XX века. Эти победы, казалось, открывали ему путь на концертную эстраду, и действительно, Майзенберг начал было активно гастролировать как по нашей стране, так и за ее пределами, став солистом Московской филармонии.

Поначалу все шло достаточно успешно, артист был по достоинству оценен критиками, полюбился публике. Однако со временем концертные организации стали сокращать число его выступлений, как сольных, так и с оркестром. Коварную, роль сыграло и постоянное сотрудничество Майзенберга со скрипачом Гидоном Кремером. При всем очевидном равенстве масштаба двух личностей этого дуэта в пианисте стали видеть скорее аккомпаниатора, чем солиста: ведь известность Кремера была к тому времени уже очень велика. Не помогли и усилия большого почитателя Майзенберга, дирижера Кирилла Кондрашина. Незадолго до своего отъезда из СССР он пригласил Майзенберга выступить в Большом зале консерватории со своим оркестром, но ситуация осталась „патовой"...

В 1981 году Олег Майзенберг решил попытать счастья в иных краях и переехал на постоянное жительство в Вену. Успех пришел не сразу: наряду с сольными концертами ему по-прежнему нередко доводилось выступать в качестве ансамблиста - и с Г. Кремером, и с Г. Преем, другими артистами. Но вскоре артист сумел завоевать стойкую репутацию в Австрии и ФРГ, затем в других странах Европы, дебютировал в США с Филадельфийским оркестром под управлением Ю. Орманди. Тогда же, в середине 80-х годов, фирма „Орфео" выпустила его первые пластинки, на которых зафиксирована интерпретация артистом его излюбленных произведений - Шуберта, Листа, Скрябина.

Ныне Олег Майзенберг - один из наиболее ярких и оригинальных пианистов Европы. Он - постоянный участник многих крупных фестивалей (в том числе и Зальцбургского), широко концертирующий пианист, член жюри ряда исполнительских конкурсов, профессор консерватории в Штутгарте (ФРГ).

Артистический облик пианиста вполне сформировался. Он, как и прежде, привлекает своей непредсказуемостью, неординарностью подхода к любому исполняемому произведению - от классических до современных, подчас неровностью исполнения. Записывается Майзенберг редко, но каждый его концерт, особенно в странах Центральной Европы, собирает большую и преданную аудиторию почитателей, которые всегда ждут от него художественных открытий, и чаще всего не разочаровываются. Все это дало основание одному из критиков назвать Олега Майзенберга истинным наследником Владимира Софроницкого.

Много времени пианист уделяет камерному музицированию, сотрудничая с такими музыкантами как Герман Прей, Роберт Холл, Хайнц Холлигер, Сабина Майер, Андрас Шифф, Рено и Готье Капусон. Постоянное партнёрство с Гидоном Кремером связывает музыканта ещё с начала его карьеры в СССР.

Исполнения О.Майзенберга запечатлены во многочисленных аудио- и телезаписях. Пластинки и компакт-диски с произведениями Рахманинова, Скрябина, Стравинского, Берга, Веберна, Шёнберга, Мийо изданы под марками Orfeo, Harmonia Mundi, Teldec и Deutsche Grammophon, многие камерные записи пианиста выпущены также под марками ECM, Preiser Records и Philips.

Уникальным событием в биографии артиста стала серия из двенадцати монографических сольных концертов, исполненных в сезоне 1994/1995 в венском Концертхаусе и посвящённых двенадцати разным композиторам. Памятный комплект из пяти компакт-дисков с избранными записями с этих концертов издан Концертхаусом и впоследствии под маркой Glissando.

В апреле 1995 О.Майзенберг был удостоен звания почётного члена Концертхауса.

С 1985 по 1998 преподавал в Высшей школе музыки Штутгарта, с 1998 года-профессор венского Университета музыки. Кроме этого музыкант регулярно даёт мастер-классы и участвует в жюри международных конкурсов (конкурсы им. Клары Хаскил, им. Гезы Анды, конкурс ARD в Мюнхене).

В 2004 О.Майзенберг был награждён Почётным крестом Австрии первой степени за заслуги в области науки и искусства.

Репертуар О.Майзенберга включает произведения всех стилей; центральное место в нём занимает музыка XIX века.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!