КЛИДА Франс

Летом 1974 года английский критик Брюс Моррисон писал с нескрываемым удивлением: "Полное собрание фортепианных произведений Листа, записанное одним пианистом,- это предприятие, требующее такой всесторонности и выносливости, которыми обладают немногие, и имя Франс Клида - далеко не первое, которое приходит в голову, когда задумываешься о таком проекте. Тем не менее он ею осуществляется".

Да, гигантское начинание, которое задумала и воплотила в жизнь эта артистка, поначалу встретило скептическое отношение обозревателей, особенно за пределами страны. Само понятие "французская пианистка", связанное в сознании и с определенными признаками национальной школы, и с чисто женскими чертами, казалось бы, оправдывало такое недоверие. Однако только для тех, кто не был достаточно знаком с биографией и склонностями Франс Клида. Потому что на самом деле, еще занимаясь в стенах Парижской консерватории у профессора Лазара Леви, она наряду с Равелем больше всего увлекалась Листом, ее кумирами были (и остаются) такие мастера, как Горовиц и Гилельс, наконец, и международную известность впервые принес ей будапештский конкурс имени Листа.

С той поры прошли уже десятилетия, насыщенные концертной деятельностью, в ходе которой сформировался артистический облик пианистки, ее репертуар. Сегодня последний охватывает большое разнообразие сочинений от Моцарта до композиторов романтиков и импрессионистов, а из русских классиков - Чайковского и Рахманинова. (К современной музыке Клида не обращается, считая, что она "пишется не для фортепиано, а против него".) В разносторонней одаренности и широких возможностях, артистки дважды - в 1969 и 1974 годах - могли убедиться советские любители музыки. Она показала себя тонким интерпретатором пьес Шуберта, Дебюсси, Альбениса и Гранадоса, вальсов Брамса (соч. 39), но прежде всего - музыки Листа и Равеля, где с особой рельефностью проявлялись и красочность ее пианистической палитры, и изящная легкость.

Все эти годы Клида готовилась к осуществлению проекта, который до нее оказался не по силам многим одаренным музыкантам. В 1974 году фирма "Декка" выпустила первые шесть альбомов, содержащих по четыре пластинки каждый; в них вошло более двухсот произведений, в том числе значительная часть почти неизвестных. Разумеется, исполнение такого множества пьес не может быть одинаково удачным, но главное - критики единодушно признали: записи эти выполнены музыкантом-художником, который находится на уровне поставленной им перед собой труднейшей задачи. Франс Клида мужественно продолжала свой подвиг, сочетая работу над новыми пластинками листовской серии с гастролями. Затем она записала еще и полное собрание фортепианных произведений Равеля.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!