КАМЕНСКИЙ Александр Данилович (12.XII 1900- 7. XI 1952)

Январь 1942 года. Ленинград в кольце вражеской блокады. Невероятные испытания выпали на долю города-героя. Но и в это тяжелое время здесь звучала музыка, поддерживая дух ленинградцев, вселяя веру в конечное торжество правого дела. Среди музыкантов, работающих в блокадном Ленинграде, был и замечательный пианист Александр Данилович Каменский. "Концерты его,- справедливо указывала С. Хентова,- вошли в летопись обороны Ленинграда как утверждение духовной силы художника, мужества и долга".

К началу войны он уже пользовался широкой известностью и в своем родном городе, и за его пределами. Каменский начал концертировать еще в 1917 году, будучи студентом Петроградской консерватории, где занимался по фортепиано у Н. А. Дубасова и Ф. М. Блуменфельда. После некоторого перерыва он в 1923 году окончил консерваторию по классу Л. В. Николаева, у которого продолжал совершенствоваться также на академических курсах при консерватории (1926-1930). Тогда же молодой пианист брал уроки композиции у В. П. Калафати, Б. Л. Яворского и В. В. Щербачева. Все это способствовало формированию чрезвычайно широкого художественного кругозора музыканта.

Необычайная пытливость отличала артистическую натуру Каменского. Его постоянно влекли новинки фортепианного репертуара, творчество современников. В журнале "Музыка и революция" А. Дроздов писал в 1927 году: "Ленинградский пианист А. Каменский имеет яркие достоинства и особенности, отличающие его от многих пианистов: технический лоск и блеск не составляют основной сути его пианистической индивидуальности; его пианизм богат красочными звучностями, разнообразным туше, декоративными приемами и исключительно тонкой педализацией. Пианист тонко чувствует стихию современного пианизма и обладает специально приспособленной к нему музыкальной памятью".

Действительно так. Еще в 20-е годы именно он представил советским слушателям интересные сочинения А. Шёнберга, М. Равеля, К. Шимановского, И. Стравинского, А. Казеллы, А. Онеггера, Д. Мийо, Ф. Пуленка, Ж. Орика. Тогда же и несколько позднее в круг его интересов вошла музыка С. Прокофьева, Д. Шостаковича, В, Щербачева, Г. Попова, А. Баланчивадзе, В. Дешевова, А. Хачатуряна, Б. Майзеля и других представителей советской музыки. Да и в классике Каменский отыскивал редко звучащие произведения, включая в свои программы пьесы мало играемых в ту пору Д. Скарлатти, Рамо, Куперена. Все эти нестандартные репертуарные позиции наложили определенный отпечаток и на специфику его пианистического почерка. В своих "Записках музыканта" музыковед В. Музалевский вспоминает: "Мало-помалу за ним утвердилась репутация лучшего истолкователя современной музыки. Всех поражала исключительная память пианиста. Чуть ли не за день-два до концерта он умудрялся выучивать любое, самое сложное сочинение. Многократно слышал я Каменского и в классическом репертуаре (Бетховен, Лист), в исполнение которого он вносил современные эмоции. Это казалось порой очень дискуссионным, но всегда было свежим, неизменно мужественным, оркестральным по силе и тембровому разнообразию фортепианной звучности. Такие качества с особой наглядностью проступали и в его трактовке Первого концерта Чайковского, а также в исполнении собственных транскрипций".

Последним артист придавал вообще особое значение и работал над ними с увлечением. Будучи по натуре страстным пропагандистом, он переложил для рояля фрагменты из классических опер ("Кармен", "Князь Игорь", "Борис Годунов", "Сказание о невидимом граде Китеже"), а также из "Поднятой целины" и "Тихого Дона" И. Дзержинского, оперы "Лед и сталь" В. Дешевова. Быть может, некоторые помнят довоенный стереоскопический "Киноконцерт", где "Наварру" Альбениса играют Э. Гилельс и Я. Флиер,- обработку этой популярной некогда пьесы для двух роялей тоже сделал Каменский.

А потом пришла тяжкая военная пора. И Александр Данилович, как уже говорилось, был одним из немногих музыкантов, оставшихся в Ленинграде. В Большом зале филармонии он играл Первый концерт Чайковского; вечерами по радио от 22 до 22 часов 30 минут звучала музыка в его исполнении. Он играл Баха, Бетховена и других классиков, а также сочинения советских композиторов, написанные в осажденном Ленинграде, в частности "Ленинградский блокнот" О. Евлахова. 900 дней блокады - 900 дней самоотверженного служения музыканта народу, Родине, боровшейся с врагом во имя мира и счастья на земле. Это никогда не забудется...

Выдающийся исполнитель, Каменский был и воспитателем молодых пианистов. Он начал свою педагогическую деятельность еще в 1919 году, а с 1934 года неизменно и до конца дней своих был связан с Ленинградской консерваторией и музыкальной школой-десятилеткой; в 1945 году ему было присвоено звание профессора. Александр Данилович Каменский внес неоценимый вклад в становление и развитие ленинградской пианистической школы.

Лит.: Бушен А. Подвиг пианиста.- В кн.: Музыка на фронтах Великой Отечественной войны. М 1970.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!