Производство фортепиано в Советском Союзе

В первые годы после Октябрьской революции, когда вся страна находилась в состоянии сильнейшей хозяйственной разрухи и вела тяжелую борьбу против многочисленных интервентов, вторгшихся в ее пределы, производство музыкальных инструментов, в том числе и клавишных, было прекращено.

И только в 1921-1922 годах, когда в стране начал возрождаться различные отрасли промышленности, Высший Совет Народного Хозяйства принял меры и к возобновлению прерванного производства фортепиано. В первую очередь, оно было восстановлено на фабрике Шpедера, национализированной в 1918 году. Фабрика был передана в ведение Петроградского (позднее Ленинградского) треста деревообрабатывающей промышленности, которому удалось в 1922 году пустить ее снова в ход. Вначале, испытывая большие трудности, фабрика выпустила около 100 инструментов в течение года, а к осени 1923 года она стала изготовлять уже 20-25 инструментов в месяц.

Пишущему эти строки вспоминается участие в комиссии, посланной ВСНХ в Петроград для обследования состояния фортепианных фабрик и выяснения возможностей восстановления производства.

Это было в октябре 1923 года... На большинстве фабрик оставалось довольно скудное и устарелое механическое и машинное оборудование. Некоторые предприятия были совершенно пустыми. Дом, где когда-то была фабрика Гергенса, сгорел дотла. На фабрике Оффенбахера сгорела часть помещения и складов древесины. Хорошо сохранились только помещения и склады фабрик Беккера, Дидерихса и Шредера. На них осталось некоторое количество заготовок и полуфабрикатов и станочное оборудование. Несмотря на печальную картину разрухи фортепианного производства, было признано своевременным поднять его из этого тяжелого состояния, восстановить и насколько возможно расширять. Ведь в те годы в стране, избавившейся от интервентов, быстро нарастала потребность в музыкальных инструментах, к развитию и укреплению музыкальной культуры и образования.

Первое время производство питалось остатками деталей, полуфабрикатов и заготовок, имевшихся на бывшей фабрике Шредера (переименованной в фабрику имени А. В. Луначарского) и на других фабриках Ленинграда. Так, например, на бывшей фабрике Рениша заготовки были использованы Комиссией по улучшению жизни детей, взявшей эту фабрику в свое ведение и выпустившей в 1924-1925 годах небольшое количество инструментов по моделям Рениша.

Постепенно остатки от довоенного и дореволюционного производства были исчерпаны. Это побудило трест "Музпред", к которому в 1924 году перешло производство клавишных музыкальных инструментов, изыскать меры для развития этого производства и изготовления в Советском Союзе всех необходимых клавишным инструментам частей, полуфабрикатов и материалов. С 1925 года производство роялей и пианино было сосредоточено на бывшей фабрике Беккера, наиболее технически оборудованной и сохранившейся лучше других. С ряда ликвидированных фабрик (в том числе и с фабрики имени Луначарского, которую решено было специализировать на производстве щипковых струнных инструментов), на фабрику Беккера, переименованную в "Красный Октябрь", были переданы все специальные станки и машины. Имеющаяся на этой фабрике сушилка для дерева, недостроенная перед войной, была закончена и снабжена соответствующим оборудованием. Новые кадры рабочих подготавливал созданный при фабрике фабзауч.

Все эти мероприятия привели к увеличению продукции фортепиано, преимущественно пианино (последних в 1933 году было выработано уже около 4000).

В 1927 году было возобновлено производство на расположенной вблизи фабрики "Красный Октябрь" бывшей фабрике Дидерихса, ставшей филиалом фабрики "Красный Октябрь". Здесь, одновременно с расширением производства на основной фабрике, было организовано изготовление фортепианных механизмов, как правило, выписывавшихся фабриками в дореволюционное время из-за границы. Для этого были приобретены специальные станки-автоматы. Кроме того, на филиальной фабрике сосредоточивалось производство небольшого количества роялей, в то время как основная фабрика специализировалась на расширенном производстве пианино.

Через три года Укрмузтрест возобновил производство пианино на киевской фабрике - бывшей фирме А. Штробль (в небольших размерах - несколько сот инструментов в год). Позднее, Укрмузтрест наладил небольшое производство пианино и на одесской фабрике, в прошлом принадлежавшей А. Шену. В Тбилиси, на основе бывшей мастерской А. Коппа, возобновилось производство пианино (по объему очень незначительное).

При восстановлении и развитии производства клавишных музыкальных инструментов, советская промышленность в первом периоде столкнулась со значительными трудностями. Кадры специалистов, подбиравшиеся десятками лет в дореволюционной России, были почти полностью растеряны, а традиции производства, о которых мы упоминали ранее, совершенно оборваны. После многих лет перерыва, сопровождавшихся глубочайшими социальными и народно-хозяйственными изменениями, к производству пришли совершенно новые люди, не знакомые с таким сложным специфическим делом, каким является изготовление роялей и пианино.

Страна, ставшая понемногу оживать от невзгод периода гражданской войны и интервенции, начала стремиться к повышению культурного уровня жизни. Очень быстро росла потребность и в музыкальных инструментах.

Прилагая усилия к расширению объема производства клавишных музыкальных инструментов, руководители музыкальной промышленности, к сожалению, не уделяли должного внимания ассортименту и качеству инструментов. Направление развития нашей клавишной промышленности было в то время сосредоточено по преимуществу на выпуске пианино среднего размера, в основу которого были положены некоторые модели пианино фабрик Шредера и Беккера. Что же касается роялей, то ими занялись много позднее и выпускали их в ничтожном, по сравнению с дореволюционным временем, количестве, копируя явно устаревшие модели, что ставило музыкальные учебные заведения и профессионалов в очень трудное положение. Одной из основных ошибок производства фортепиано в то время было применение наскоро высушенного дерева, вместо дерева, подвергавшегося многолетней выдержке. Это сильно ухудшало качество и прочность инструментов, сокращало период их нормального существования. Выпускавшиеся "Музпредом" инструменты были недолговечными в эксплуатации, неустойчивыми по отношению к атмосферным влияниям, плохо выработанными в мелких деталях, тяжелыми в игре и с плохим качеством звука (последний отличался глухостью и неровностью).

Второй ошибкой первого периода советского фортепианного производства было то, что к контролю над производством не были приглашены музыканты-пианисты, ценные консультации которых могли бы помочь нахождению необходимых качеств звука и регулировки игровых механизмов. Только к середине 1930-х годов к оценке изготовляемых инструментов стали привлекать пианистов, а производственники внимательнее относились к их строгой, а подчас и жестокой критике.

Немало трудностей возникало и при снабжении фортепианной промышленности необходимыми полуфабрикатами и материалами: тканями, войлоком (фильцем), кожей и струнной проволокой, а также готовыми механизмами и клавиатурами. Массовое производство этих материалов и деталей отечественные фабрики и заводы осваивали впервые, и это удалось им далеко не сразу.

Постепенно было налажено и производство отечественного молоточкового фильца (сначала не вполне удовлетворительного, но впоследствии более устойчивого в эксплуатации и дающего лучшее качество звука), демпферного пушеля и других материалов и полуфабрикатов. Самой трудной технической проблемой оказалось получение высококачественной стальной проволоки для струн; и до настоящего времени отечественные струны уступают изделиям лучших заграничных фабрик в отношении чистоты даваемого тембра, певучести и продолжительности звука, а также длительности релаксации (периода растяжения) при постановке струн в инструменты.

Посланная в 1934 году заграницу специальная комиссия Народного комиссариата легкой промышленности СССР посетила ряд стран Западной Европы и США, где детально знакомилась с постановкой дела на крупнейших фабриках музыкальных инструментов. Она закупила и привезла в СССР многочисленные образцы музыкальных инструментов, в том числе несколько роялей и пианино разных типов и фирм. Знакомство с новейшими достижениями в зарубежном музыкально-инструментальном производстве, а также развившаяся в это время деятельность учрежденного в Ленинграде Научно-исследовательского института музыкальной промышленности (1932), где были проведены исследования многих типов клавишных инструментов и разработан проект большого концертного рояля, - все это в некоторой степени повлияло на работу фабрики "Красный Октябрь". Последняя начала изготовлять, наряду с кабинетной моделью, и концертные рояли. Нам довелось в начале 1936 г. играть на одном из таких инструментов. Качество звука и чувствительность механизма приближали его к тому, чтобы удовлетворить большинству требований концертирующего пианиста. Однако достигнутые на этом удачном экземпляре хорошие качества не удалось закрепить в серийном производстве. В последующие годы фабрика "Красный Октябрь" выпустила несколько концертных роялей, но они отличались грубостью и неряшливостью изготовления, неточной регулировкой и плохим качеством звука. В конце 1930-х годов Управление музыкальной промышленности решило значительно расширить объем клавишно-музыкального производства. Была запроектирована постройка большого заготовительного комбината в Кушелевке (близ Ленинграда), рассчитанного на изготовление деталей для 10.000 пианино в год, а также организация нескольких периферийных сборочных фабрик (последние предполагалось ввести в эксплуатацию в начале 40-х годов). Одновременно с этим Правительство БССР организовало в г. Борисове фабрику для заготовки деталей пианино и сборки инструментов. Разразившаяся летом 1941 года война прервала развитие фортепианного производства нашей страны. Деятельность большинства только что построенных фабрик была переключена на объекты военного значения, а фабрики, находившиеся на западе и юге СССР, в районах, подвергшихся вражеской оккупации, были полностью или частично разрушены. Основное производство фортепиано в Ленинграде также на несколько лет было выведено из строя.

Тотчас же после освобождения занятых врагом территорий, на них началось восстановление разрушенных предприятий. Прежде всего, возобновилось производство пианино.

С 1947 года было восстановлено и развернуто производство пианино на калужской фабрике "Аккорд", а с 1950 - в Ростове-на-Дону. Тремя годами позднее начали функционировать сборочные фабрики в Горьком, Краснодаре, Люберцах под Москвой ("Родина") и Перми. Однако первые выпуски пианино на этих фабриках имели плохое качество звука инструментов и вызывали много жалоб. Сказывалась утрата значительной части рабочих кадров на этом участке нашей индустрии, а также спешка, с которой собирались инструменты и подготавливались для них материалы, детали и полуфабрикаты. Из-за этого качество инструментов в первое время после войны сильно снизилось, и инструменты отечественной продукции снова начали вызывать серьезные нарекания со стороны потребителей.

Смотры музыкальных инструментов и выставки, несомненно, побудили отдельные предприятия музыкальной промышленности подтянуться и вырабатывать более широкий ассортимент инструментов высокого качества.

С 1955 года производство пианино стало резко подниматься в количественном отношении: в течение этого года была закончена постройка и введение в действие 19 новых фабрик разного масштаба на территории РСФСР - под Москвой ("Заря" и "Лира"), в Артеме, Брянске, Владимире, Иванове, Ижевске, Казани, Кемерове, Кирове, Красноярске, Куйбышеве, Новосибирске, Пензе, Саратове, Свердловске, Смоленске, Магнитогорске и Шумерле. В 1958 году была пущена в ход фабрика пианино в Омске.

Все эти фабрики выпускают пианино (механизмы для них поставляют фабрики Ленинграда, Борисова и Чернигова), небольшое количество роялей изготовляется только в Ленинграде. Годовая продукция всех фортепианных фабрик СССР в настоящее время превосходит 80.000 инструментов: это примерно в шесть раз больше максимальной годовой продукции дореволюционной России (данные 1968 года). Однако спрос на инструменты вырос в гораздо большей степени, и они до недавнего времени оставались дефицитным товаром.

Особое место в истории отечественного фортепианного производства занимает постройка концертных роялей. После выпуска фабрикой "Красный Октябрь" в конце 1930-х годов нескольких не особенно удачных концертных роялей их изготовление прекратилось на долгое время. Только через несколько лет после окончания второй мировой войны в Таллине, по заказу Радиокомитета Эстонской ССР, был построен первоклассный концертный рояль. Автором его был Эрнст Андреевич Хийз. Нам довелось в 1949 году пробовать и детально исследовать замечательный инструмент, безукоризненный по своим техническим и звуковым качествам. Этот рояль может конкурировать с лучшими роялями таких всемирно прославленных фабрик, как Стейнвей и Блютнер. Правительство Эстонской ССР поручило Э. А. Хийзу организацию и художественно-техническое руководство небольшой фабрикой концертных роялей в Таллине (для нее была использована одна из мебельных фабрик). В настоящее время таллинская фабрика "Эстония" выпускает кроме концертных роялей, составляющих основу продукции фабрики, высококачественные кабинетные рояли и пианино.

На Всемирной Брюссельской выставке 1958 г. концертному роялю марки "Эстония" была присуждена золотая медаль.

Производство кабинетных роялей и пианино в Риге (на основе использования бывшей фабрики Трессельта) возобновилось с 1956 года. В расчете и проектировке инструментов и налаживании их производства принял большое участие приглашенный в качестве консультанта Э. А. Хийз. Выпущенные фабрикой инструменты показали хорошие звуковые и игровые качества.

Учитывая большую потребность страны в концертных и других типах роялей, фабрика "Красный Октябрь" начала в 1948-1949 годах проектировать новые модели большого концертного и салонного роялей. Последние демонстрировались на выставках и смотрах в 1956-1958 годах. Салонный рояль показал хорошее качество тона и легкости игры; концертный рояль оказался менее удачным и вызвал ряд критических замечаний со стороны музыкантов.