На заре истории (вместо вступления)

В очень отдаленные от нас времена первобытный человек, стремясь обеспечить свое пропитание, наряду с собиранием съедобных растений, стал добывать себе пищу и одежду охотой на животных и птиц. В какой-то период поисков средств влияния на окружающую природу человек изобрел любопытнейшее по своему устройству охотничье оружие - лук, - состоящее из гибкой упругой палки, согнутой в дугу, между концами которой натянута прочная нить - тетива из жилы животного или иного подходящего материала. На середину тетивы ставился тупой конец заостренной палочки - стрелы. Оттягивая стрелу вместе с тетивой, человек отпускал пальцы и спускал с лука стрелу, которая летела к намеченной цели, поражая ее на довольно далеком расстоянии.

Всякий, кто сделает себе лук и станет им пользоваться, заметит, что момент спуска стрелы сопровождается гудящим звуком, возникающим от колебания тетивы, внезапно получившей свободу движения. Этот звук, естественно, заинтересовал первобытного человека. Почувствовав в звуке тетивы нечто, могущее удовлетворить его примитивнейшие музыкальные потребности, первобытный охотник начал пользоваться своим луком не только как орудием для добычи питания, но и как орудием для звукоизвлечения. И вот родился первый струнный музыкальный инструмент.

В дальнейшем человек случайно обнаружил, что приставка или прикрепление к древку лука дощечки или пустой скорлупы ореха усиливает звук, издаваемый тетивой. Был изобретен первый резонатор - приспособление, без которого ни один из современных струнных музыкальных инструментов не может считаться полноценным. Затем, в какую-то более позднюю эпоху, человек пришел к натягиванию на дугу древка лука нескольких струн. При этом им было замечено, что более короткие струны, натянутые внутри изгиба древка, склонны издавать иные, более высокие (по нашей современной терминологии) звуки. Получился более совершенный, многозвучный инструмент, значительно отличающийся от своего охотничьего прототипа.

Древнеегипетская арфа

Так появилась первая арфа, ставшая нам известной по найденным археологами при раскопках сокровищ древнего Египта рисункам, высеченным на камне, при6лизительно за пять тысяч лет до нашей эры.

Произведения изобразительных искусств, созданные в древней Греции и в других странах Ближнего Востока, позволили установить, что почти одновременно с арфами (вероятно несколько позднее) стали возникать иные конструкции струнных музыкальных инструментов - кифары, лиры и других.

Древнеегипетские кифары (лиры)

Поначалу человек пользуется только щипковым способом возбуждения звука, соответствующим первоначальному употре6лению охотничьего лука. Он натягивает на него столько струн, сколько звуков ему необходимо для музицирования, и не знает еще способа извлечения нескольких звуков разной высоты из одной струны, как это имеет место в дальнейших типах струнных инструментов с шейкой, в которых струны могут укорачиваться посредством прижатия их пальцами к шейке или грифу. Этот способ изменения действующей длины струн и соответствующие ему конструкции были найдены много позднее описанных выше примитивных инструментов.

Также значительно позднее было найдено, что струна может издавать музыкальный звук не только от зацепления пальцем или каким-либо предметом (плектром), но и от удара по ней палочкой. Последствием этого было изобретение ударных струнных музыкальных инструментов, первые изображения которых были найдены на ассирийских барельефах, относящихся примерно к 3500-м годам до нашей эры.

Древнеассирийские цимбалы

В последующие времена такие инструменты получили довольно широкое применение у народов, населяющих Восточную Европу и некоторые азиатские страны.

Наконец, относительно молодыми в семье струнных музыкальных инструментов являются те, у которых струны возбуждаются трением особого орудия - смычка. По-видимому, они впервые появились в Индии около 1500-1000 лет до нашей эры, откуда постепенно распространились на восток Азии, на запад, через Ближний Восток, а затем и в Европу.

Все эти сравнительно давно возникшие типы инструментов, на первый взгляд, как будто не имеют прямого отношения к истории фортепиано. Однако, о них полезно знать для того, чтобы подчеркнуть, что уже на протяжении ряда тысячелетий человек интересовался развитием и использованием струнных музыкальных инструментов. Изыскивались и изобретались новые типы и конструкции, находились новые способы возбуждения звука. Струнные инструменты постепенно вошли в широкое применение у ряда народов Старого Света.

Струны современного фортепиано приводятся в колебание ударами молоточков и его связь с прошлым, несомненно, является довольно тесной. Кроме того, из дальнейшего будет видно, что в противоположность большинству других струнных музыкальных инструментов, пришедших к нам с Востока, фортепиано родилось и прошло свое развитие в Европе и позднее - в Америке. Поэтому следует заглянуть в историю античной средиземноморской культуры и отметить еще один интересный факт, оказавший большое влияние на эволюцию позднейших европейских музыкальных инструментов.