Триумф Панталеона будоражит умы

Кончался XVII век. Все увеличивавшееся неудовлетворение старыми формами струнных клавишных инструментов стало особенно острым. Поиски новых средств выразительности не могли быть реализованы только усовершенствованиями клавесина и клавикорда. Они должны были в конце концов привести к новому типу музыкального инструмента, с существенно отличным способом возбуждения звуков, допускавшим непосредственное воздействие на их силу и громкость. Если в клавикордах такое воздействие могло быть осуществлено в какой-то очень ограниченной степени, то в оперенных инструментах такое влияние было почти совершенно исключено.

Слабость звука клавикорда и механичность характера звуков клавесина не могли удовлетворять потребности музыкантов того времени. Мастеров же это побуждало к изобретению таких клавишных инструментов, силу звуков которых можно было бы в широкой степени регулировать непосредственно при игре, а не путем вспомогательных манипуляций с регистрами и тому подобными приспособлениями. Клавикорд и клавесин достигли предельного усовершенствования, и все же музыканты оставались неудовлетворенными.

И вот внимание музыкантов и любителей музыки Западной Европы привлекают старинные (существовавшие еще в древней Ассирии) цимбалы - многострунный инструмент с корпусом в виде плоского ящика, по струнам которого ударяли двумя колотушками или молоточками. Цимбалы занимали относительно скромное положение среди других народных музыкальных инструментов. Широкая музыкальная общественность Европы и музыкальная наука оставляла их почти без внимания до 1690 года, когда ими заинтересовывается скрипач Панталеон Хебенштрайт (1669-1750). Он совершенствует конструкцию инструмента и начинает выступать с концертами во многих городах Западной Европы. Необычайно выразительная игра его на цимбалах поражала виртуозностью и блеском. Французский король Людовик XIV, перед которым Хебенштрайт играл в 1705 году, назвал инструмент собственным именем виртуоза - "Панталеон".

Выдающийся музыкант и композитор того времени Кунау восхваляет красоту звуков панталеона, замечая, что играть на нем очень трудно.

Умы европейских музыкантов были взбудоражены блестящими выступлениями Хебенштрайта. И весьма возможно, что у некоторых из слушавших и видевших его игру могла в эти времена появиться и окрепнуть мысль, что применение ударного способа возбуждения струн может помочь разрешить вопрос о создании нового, более выразительного клавишного инструмента.

И вот, последний шаг был сделан почти одновременно в трех разных странах Европы тремя разными инструментальными мастерами, независимо друг от друга пришедшими к находке конструкций клавишного молоточкового механизма, положенного в основу нового музыкального инструмента.