Вороньи перья начинают служить музыке

Изобретение клавикорда, по-видимому, не дало современникам полного удовлетворения. Вероятнее всего, причиной этого были два обстоятельства. Во-первых, первоначальные модели клавикордов были, как уже указывалось, "связными" и не допускали, при одновременном нажатии близко расположенных друг к другу клавиш, получения некоторых созвучий, и, во-вторых, - что пожалуй явилось основным их недостатком,- они звучали слишком слабо и чересчур нежно. В силе звука музыканты всегда стремились найти большие возможности для выражения своих чувств и эмоций. Между тем, существовавшие одновременно с первыми клавикордами ручные струнные инструменты (цитра, псалтирь и др.), благодаря игре с помощью плектра, могли давать более громкие звуки. Даже лютня, при зацеплении ее шелковых струн ногтями, звучала ярче и сильнее, чем слабенький клавикорд первых времен своего существования.

Итак, применяя одновременно и сравнивая между собой удобный для игры, даже в пределах первоначальной "связной" системы, клавикорд, и более громко и ярко звучавшие ручные струнные инструменты с отщипыванием струн плектром, музыкант XIV века и мастер музыкальных инструментов, естественно, легко могли прийти к мысли: а нельзя ли к новому клавишному инструменту, столь удобному для игры, применить способ плектрового, щипкового возбуждения струн? И не даст ли он тогда более громкие и яркие звуки?

Естественнее всего было присоединить клавишное устройство к применявшемуся в то время распространенному щипковому многострунному инструменту - цимбалам или псалтири (цимбалы до XIII века включительно употреблялись в основном, как щипковый инструмент; начиная с XIV века и до наших дней, это название было также перенесено на многострунный ящикообразный инструмент, в котором струны приводились в действие ударом палочек или ручных молоточков). По форме он напоминал крыло птицы или трапецию с плоским ящиковидным корпусом. Верхняя доска ящика служила декой для усиления звука отщипываемых пальцами или плектрами струн. Последние натягивались параллельно и были неравной длины, соответственно крылообразной форме корпуса; по мере укорачивания, они давала более высокие звуки. Оставалось с одной из поперечных сторон ящика встроить клавиатуру, а от последней подвести к струнам зацепляющие их приспособления. Такая конструкция была довольно быстро найдена и оказалась простой, эффективной и доступной уровню техники того времени. С тех пор она, в существенных своих чертах и деталях, сохранилась почти неизменной до наших дней.

Новый вид инструмента, вероятно, появился и оформился во второй половине XIV века и к началу следующего столетия получил достаточное распространение (первые литературные данные об этом новом виде клавишного музыкального инструмента относятся приблизительно к 1360 г., а в 1385 г., в инвентаре герцога Бургундского Филиппа II Смелого, упоминается, что монахом церкви Св. Мартина в Турнэ ему был продан за 12 франков инструмент, называемый eschiquier, который был поставлен в его капелле. В 1387 г. такой же инструмент, echaquiel d'Angleterre, упоминается в письме короля Иоанна Арагонского, и, наконец, в 1400 г., в исследованиях историка середины XIX в. Botte de Toutmon, впервые говорится о цимбалах с клавиатурой и хроматическим звукорядом от си большой до ля второй октавы. К этому нужно добавить, что в упоминавшихся ранее "правилах для миннезингеров" Эбергардта Серена (1404) и в позднейших источниках уже совершенно определенно указывается название "клавицимбал" (Clavicymbalum).

В одной из предыдущих глав ("При чем тут шахматы?") выяснилось происхождение и смысл странного названия, дававшегося в те времена некоторым музыкальным инструментам. В какой-то мере оно относилось к описанному ранее клавикорду. Но сейчас читатель вновь встречается с этими "шахматными" наименованиями, относимыми уже к другому роду клавишного музыкального инструмента.

Почему же и клавицимбал в первые времена его существования называли подобным же образом? Были ли к этому какие-либо основания? Взгляд на схему механизма клавицимбала даст нам ответ на второй вопрос.

Механизм клавицимбала

На заднем конце клавиши, который подходит под струны инструмента, стоит призматическая деревянная палочка, называемая прыгуном (1). Верхний конец прыгуна, проходящий между струнами, имеет продольный вырез; в нем на оси качается деревянная пластинка (2). При нажатии клавиши прыгун поднимается, а укрепленный в его пластинке язычок (3), подобно плектру, зацепляет за струну и приводит ее в звучание. При освобождении клавиши от нажатия прыгун (1) опускается на место, язычок (3) проскальзывает мимо струны, благодаря шарниру и отклонению пластинки (2), а прикрепленный к одной из ветвей выреза на прыгуне кусочек войлока (4) ложится на струну и заглушает ее колебания.

Для обеспечения правильного движения прыгунов с язычками они помещены в специальных направляющих гнездах, а для предотвращения их выпадания или чрезмерного подскакивания при игре над ними во всю ширину инструмента прикрепляется поперечная ограничивающая планка, подбитая или оклеенная снизу мягкой материей.

Слово "Schaftbrett" (доска с палочками) в те времена часто неверно читалось и писалось как "Schachbrett", поэтому легко понять, что подобное наименование клавицимбала - инструмента, в механизме которого существенное значение имели палочки или стерженьки (прыгуны), было вполне оправданным.

По-видимому, во времена сосуществования клавикорда и клавицимбала различию в наименовании их не придавали большого значения. И тот и другой назывались "eschiquier" и так далее. Отсюда возникло смешение названий, задавшее большую и сложную работу историкам последующих столетий.

Ну, а при чем же здесь вороньи перья? Оказывается, первым материалом, из которого делали упругие язычки, зацеплявшие за струны клавицимбалов, были заостренные перья ворон и подобных им птиц. И только спустя три столетия вороньи перья были заменены другим материалом. Но за клавицимбалами и родственными им музыкальными инструментами надолго осталось общее характерное название "оперенных клавиров".