ГУТМАН Теодор Давидович (р. 11. XI 1905)

В 1985 году музыкальная Москва отмечала 80-летие со дня рождения и 60-летие творческой деятельности профессора Т. Д. Гутмана. В сообщении о чествовании юбиляра, в частности, говорилось: "Что бы ни играл Теодор Давидович - сонаты Бетховена или мазурки Шопена, сочинения Шумана или Метнера, Листа или Мясковского, можно безошибочно ощутить, что главный лейтмотив его исполнительства - это красота в самом высоком смысле слова. Стремление открыть ученикам красоту музыкальной вселенной во всем ее многообразии, воспитать в них чувство прекрасного, умение взглянуть на мир с удивлением и восторгом, а затем воплотить это ощущение в своем исполнении - вот что составляет основу школы Гутмана. Это не могут не чувствовать его ученики и все, кому хоть раз довелось побывать на открытых уроках профессора".

В последнее время пианист почти совсем не появляется на концертной эстраде. Куда более интенсивно выступал он в молодые годы вскоре после окончания Московской консерватории по классу Г. Г. Нейгауза (1930). Тогда же Гутман стал лауреатом Международного конкурса имени Шопена в Варшаве (1932 год, восьмая премия) и Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1933 год, третья премия). В этих соревнованиях пианист продемонстрировал отличное мастерство и высокую музыкальную культуру. "Отличительной особенностью игры Т. Гутмана,- писал в 1938 году А. Альшванг,- является тщательность, законченность интерпретации... Игре Т. Гутмана свойственны: полное спокойствие, завершенность, неизменность художественной трактовки, точное пианистическое выполнение, адекватное замыслу".

В целом эта характеристика сохранила свою справедливость и впоследствии. Во всяком случае, ей созвучны слова А. Дроздова из рецензии 1946 года: "Т. Гутман - артист серьезной, глубокой мысли, зрелого мастерства, большого динамического диапазона,- более „аполлонического", нежели „дионисийского" склада".

Как уже говорилось, со временем Гутман стал выступать лишь эпизодически, и этим, очевидно, объясняется постоянство репертуарных привязанностей пианиста. Характерно, что в программу своего юбилейного вечера (1965) он включил произведения Бетховена и Шопена. Музыка этих композиторов, действительно, сопровождает артиста всю его творческую жизнь. Однако сюда необходимо прибавить впечатляющее прочтение крупных сочинений Листа, Шумана, Скрябина. Сократив число концертных выступлений, профессор Гутман основное внимание уделял фортепианной педагогике. Его преподавательская деятельность в Московской консерватории началась еще в 1930 году, а затем он стал одним из ведущих педагогов Института имени Гнесиных.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!