Кристоф ЭШЕНБАХ

ЭШЕНБАХ Кристоф (р. 20. II 1940)

На протяжении первых послевоенных лет в Западной Германии ощущалось явное отставание пианистического искусства. По многим причинам (наследие прошлого, недостатки музыкального воспитания и просто стечение обстоятельств) - пианисты ФРГ почти не занимали высоких мест на международных конкурсах, не выходили на большую концертную эстраду. Вот почему с того момента, когда стало известно о появлении ярко одаренного мальчика, на него с надеждой устремились взоры любителей музыки. И, как выяснилось, не напрасно.

Обнаружил его в 10-летнем возрасте дирижер Ойген Йохум, после того как мальчик уже пять лет занимался под руководством матери - пианистки и певицы Валлидор Эшенбах. Йохум направил его к гамбургскому педагогу Элизе Ханзен. Дальнейшее восхождение Эшенбаха было стремительным, но, к счастью, это не помешало его планомерному творческому росту и не сделало из него вундеркинда. В 11 лет он стал первым на конкурсе для юных музыкантов, устроенном фирмой "Стенвэй" в Гамбурге; в 13 лет выступил сверх программы на Мюнхенском международном конкурсе и был отмечен специальной премией; в 19 удостоился еще одной премии - на конкурсе студентов музыкальных вузов ФРГ. Все это время Эшенбах продолжал учиться - сначала в Гамбурге, потом в кельнской Высшей музыкальной школе у X. Шмидта, потом снова в Гамбурге у Э. Ханзен, но уже не частным образом, а в Высшей музыкальной школе (1959-1964).

Начало профессиональной карьеры принесло Эшенбаху две высокие награды, компенсировавшие долготерпение соотечественников - вторую премию в Мюнхенском международном конкурсе (1962) и премию имени Клары Хаскил - единственную награду для победителя конкурса ее имени в Люцерне (1965).

Таков был стартовый капитал артиста - достаточно внушительный. Слушатели отдавали должное его музыкальности, преданности искусству, технической законченности игры. Первые две пластинки Эшенбаха - сочинения Моцарта и "Форельный квинтет" Шуберта (с "Кеккерт-квартетом") были приняты критикой благожелательно. "Тот, кто слушает его исполнение Моцарта,- читаем мы в журнале „Музика",- неизбежно получает впечатление, что тут проявляется личность, быть может, призванная с вершин нашего времени вновь открыть фортепианные произведения великого мастера. Мы еще не знаем, куда приведет его избранная дорога - к Баху, Бетховену или Брамсу, к Шуману, Равелю или Бартоку. Но остается фактом, что он демонстрирует не одну только необычайную духовную восприимчивость (хотя именно она, возможно, даст ему позже возможность соединять полярные противоположности), но и пылкую одухотворенность".

Талант молодого пианиста быстро мужал и на редкость рано сформировался: можно утверждать, ссылаясь на мнения авторитетных специалистов, что уже полтора десятилетия назад его облик мало чем отличался от сегодняшнего. Разве что разнообразием репертуара. Постепенно в орбиту внимания пианиста вовлекаются все те пласты фортепианной литературы, о которых писала "Музика". В его концертах все чаще звучат сонаты Бетховена, Шуберта, Листа. Одна за другой выходят пластинки с записями пьес Бартока, фортепианных сочинений Шумана, квинтетов Шумана и Брамса, концертов и сонат Бетховена, сонат Гайдна, наконец, полное собрание моцартовских сонат на семи пластинках, а также большинство фортепианных дуэтов Моцарта и Шуберта, записанных им с пианистом Юстусом Францом. В концертных выступлениях и записях артист постоянно доказывает и свою музыкальность, и растущую многогранность. Оценивая его интерпретацию труднейшей сонаты "Хаммерклавир" (соч. 106) Бетховена, рецензенты особо отмечают отказ от всего внешнего, от принятых традиций в темпах, ритардандо и прочих приемов, "которых нет в нотах и которые сами пианисты обычно применяют, чтобы обеспечить себе успех у публики". Критик X. Крельман подчеркивает, говоря о его интерпретации Моцарта, что "Эшенбах играет, основываясь на прочном духовном фундаменте, который он себе создал и который стал для него базой серьезной и ответственной работы".

Наряду с классикой артиста привлекает и современная музыка, а современных композиторов - его талант. Некоторые из них - видные западногерманские мастера Г. Бялас и Х.-В. Хенце, посвятили Эшенбаху концерты для фортепиано с оркестром, первым исполнителем которых он стал.

Хотя концертная деятельность строгого к себе Эшенбаха не так интенсивна, как у некоторых его коллег, он выступал уже в большинстве стран Европы и Америки, в том числе и в США. В 1968 году артист участвовал впервые в фестивале "Пражская весна". Слушавший его советский критик В. Тимохин дает такую характеристику Эшенбаха: "Это, безусловно, одаренный музыкант, наделенный богатым творческим воображением, способный создавать свой музыкальный мир и жить в кругу его образов напряженной и интенсивной жизнью. Все же мне представляется, что Эшенбах - пианист скорее камерного плана. Наибольшее впечатление оставляет он в произведениях, овеянных лирической созерцательностью, поэтичной красотой. Но замечательная способность пианиста творить свой музыкальный мир заставляет, если и не во всем соглашаться с ним, то с неослабевающим интересом следить за тем, как осуществляет он свои оригинальные замыслы, как формирует свои концепции. В этом, на мой взгляд, причина большого успеха, которым пользуется Эшенбах у слушателей".

Как мы видим, в приведенных высказываниях почти не говорится о технике Эшенбаха, а если и упоминают об отдельных приемах, то лишь в связи с тем, как они способствуют воплощению его концепций. Это отнюдь не значит, что техника - слабая сторона артиста, а скорее должно восприниматься как высшая похвала его искусству. Однако искусство это еще далеко от совершенства. Главное, чего пока не хватает ему,- масштабности концепций, интенсивности переживания, столь характерных для крупнейших немецких пианистов прошлого. И если раньше многие прочили Эшенбаха в преемники Бакхауза и Кемпфа, то сейчас такие прогнозы можно услышать гораздо реже. Но вспомним, что и тот, и другой тоже переживали периоды застоя, подвергались достаточно резкой критике и стали настоящими маэстро лишь в весьма солидном возрасте.

Было, однако, одно обстоятельство, которое могло помешать Эшенбаху подняться в своем пианизме на новую ступень. Обстоятельство это - увлечение дирижированием, о котором он, по его словам, мечтал с детства. Его дирижерский дебют состоялся еще в пору учебы в Гамбурге: он руководил тогда студенческой постановкой оперы Хиндемита "Мы строим город". Через 10 лет артист впервые встал за пульт профессионального оркестра и продирижировал исполнением Третьей симфонии Брукнера. С тех пор доля дирижерских выступлений в его насыщенном графике неуклонно увеличивается и достигла к началу 80-х годов примерно 80 процентов. С 1979 г. он занял первый официальный пост — место главного дирижёра Филармонического оркестра земли Рейнланд-Пфальц (до 1981 г.). В дальнейшем Эшенбах возглавлял цюрихский оркестр Тонхалле (1982—1985), Хьюстонский симфонический оркестр (1988—1999), Оркестр северогерманского радио (1998—2004) и Филадельфийский оркестр (2003—2007) — этот последний период ознаменовался затяжным конфликтом с музыкантами и музыкальной критикой. С 2000 г. Эшенбах руководит Оркестром Парижа. Сейчас Эшенбах очень редко играет на рояле, но остался известен своими интерпретациями музыки Моцарта и Шуберта, а также выступлениями в дуэте с Цимоном Барто.

Официальный сайт - www.christoph-eschenbach.com

Частично цитируется по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!