Иван ДРЕНИКОВ

ДРЕНИКОВ Иван (р. 1945)

На первый взгляд, перед нами типичная карьера вундеркинда. Еще мальчиком Иван Дреников своей яркой музыкальной одаренностью привлек внимание специалистов, в 10 лет сделал первые записи на Софийском радио (это были его собственные фортепианные пьесы), в 12 - дал первый публичный концерт с серьезной программой, включавшей Сонату соч. 13 Бетховена, Новелетты № 8 Шумана, пьесы Шуберта. Критики констатировали "врожденную музыкальность, завидное предрасположение к инструменту, удивительную зрелость"... Чем не вундеркинд?

Успехи не заставили себя ждать. К 20 годам Иван Дреников был уже лауреатом международных конкурсов в Больцано и Энне, получил также первую премию национального конкурса, устроенного Софийской филармонией; в день получения награды он блестяще сыграл Концерт Грига. Вскоре газеты разных стран запестрели восторженными рецензиями. "Запомните это имя: если зрелость сдержит обещания молодости, к нему в один прекрасный день придет мировая известность. Как он играет? - Всеми фибрами своего существа, с той степенью интенсивности и концентрации, которая непосредственно передается слушателям вместе с потоком духовной энергии, который излучают эти чудотворные руки своей непогрешимой техникой",- писал известный итальянский критик Нелло Гардини.

Однако Дреников не спешил пожинать лавры. После окончания Софийской консерватории и получения премий болгарское правительство предоставило ему возможность совершенствоваться - сначала в Бергамо (Италия) у профессора В. Витали, затем в Лугано (Швейцария). Исполнение молодым болгарином Четвертого концерта Рахманинова услышал как-то Артуро Бенедетти Микеланджели и предложил консультировать его. Дреников, по собственному признанию, использовал каждую возможность, чтобы отправиться к выдающемуся музыканту, сыграть ему, получить его бесценные советы. А спустя несколько лет, когда пианист уже вел довольно широкую концертную деятельность, ему повезло еще раз: его пригласил в Париж Алексис Вайсенберг, который и "навел окончательный блеск" на его мастерство.

Итак, не стремительный взлет вундеркинда, а поступательное восхождение к высотам искусства. Все эти годы последовательно рос и репертуар артиста, обогащаясь произведениями классиков и современных авторов. В его программах-Клементи и Моцарт, Бетховен и Брамс, Рахманинов и Прокофьев, а наряду с ними - болгарские авторы и в первую очередь его "крестный отец"- Панчо Владигеров. Дреников - преданный пропагандист его фортепианных концертов и циклов, один из которых (соч. 65) был написан композитором для своего молодого и талантливого друга.

Сегодня уже опытный, зрелый мастер, солист Софийской филармонии Иван Дреников по праву считается одним из самых ярких пианистов своего поколения не только на родине, но и за ее пределами. Его искусство получило достойную оценку любителей музыки в СССР и США, во Франции и Италии. В 1980 году он был удостоен одной из самых высоких наград, которые присуждаются в Европе за достижения в области искусства,- премии "Сагиттарио". В списке лауреатов этой премии - Рената Тебальди и Майя Плисецкая, Энтони Куин и Джина Лоллобриджида, его соотечественники Борис Христов и Николай Гяуров.

В 1983 году он с огромным успехом концертировал в Париже, а два года спустя совершил продолжительное турне по трем континентам, выступая в престижных залах Европы, Южной Америки и Австралии, участвуя в нескольких фестивалях. Все это закрепило его известность.

В чем же корни успехов этого артиста, каковы основные черты его исполнительского облика? Пожалуй, тут специалисты и слушатели единодушны: прежде всего в редкой гармоничности таланта, в сбалансированности в нем интеллектуального и эмоционального начал. Оставляя в стороне восторженные эпитеты критиков, приведем лишь два отзыва, принадлежащих известным музыкантам и примечательных прежде всего своим сходством. "Счастливое сочетание интеллекта с эмоцией, философской углубленности с яркой экспрессией. Все, что он играет, носит печать его исключительной индивидуальности. Дреников - наша национальная гордость и слава",- говорит композитор Васил Казанджиев. "Благодаря своей личности и музыкальному интеллекту, артистическому таланту и мастерству Иван Дреников - один из тех пианистов, которым принадлежит будущее",- считает А. Вайсенберг.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!