ДЖОЙС Эйлин (р. 1914 - 25. III 1991)

Детство будущей артистки прошло в бедности. Родилась она в самом начале первой мировой войны (она не знает даже точной даты своего появления на свет) в семье ирландского рабочего, переехавшего незадолго до этого на далекий остров Тасманию. Когда девочка немного подросла, родители перебрались в Западную Австралию, но и здесь не нашли счастья. К 10 годам Эйлин была неграмотна и по существу беспризорна. Случайно в доме появился старый разбитый рояль, выброшенный кем-то на свалку. Вскоре девочка уже подбирала на нем старинные шотландские и ирландские песни, которые слышала от своих родителей.

Не имея возможности прокормить дочь, родители отдали ее на воспитание в женский Лоретанский монастырь в Перте, где она провела 5 лет. Здесь Эйлин научилась играть на рояле и услаждала досуг монахинь исполнением полонезов Шопена, рапсодий Листа, вальсов Мошковского. Никто и не подозревал, что у нее настоящий талант, пока на одном из благотворительных вечеров ее не услышали случайно композитор П. Грейнджер и пианист В. Бакхауз. Рассказывали, что Грейнджер долго не мог прийти в себя от изумления. "Это самая одаренная девочка, которую я когда-либо слышал!" - воскликнул он. По совету Бакхауза Джойс отправилась в Лейпциг на средства, собранные после того, как ей предоставили работу в местном театре и потом организовали для нее специальное концертное турне. Но едва она начала занятия в классе знаменитого М. Пауэра, как болезнь и операция на полгода прервали ее учебу. А через полтора года накопленные деньги иссякли. Тут случилось то, что обычно бывает лишь в сентиментальных фильмах: два случайно встреченных новозеландских бизнесмена дали ей денег для завершения учебы под руководством Р. Тейхмюллера.

В 1930 году Эйлин Джойс дебютировала в Лондоне, исполнив по радио Первый концерт Прокофьева. С тех пор она живет и работает в Англии. В довоенные годы Джойс много выступала по радио, участвовала в знаменитых "Променад-концертах", а первую большую гастрольную поездку совершила по Австралии, где отыскала свой старый рояль. На редкость интенсивной была ее деятельность в годы войны: вместе с оркестром Лондонской филармонии она ездила по предприятиям и госпиталям, дала сотни концертов. Тогда же Джойс - первой в Англии - записала на пластинку Первый фортепианный концерт Д. Шостаковича, участвовала в озвучивании новых фильмов с музыкой ведущих английских композиторов. В ту пору артистка завоевала значительную популярность, истоки которой музыковед и композитор Г. Фарджин объяснил так: "Кристально ясный ум, стальные пальцы. Ее пассажи блестяще отточены, их можно сравнить с каскадом прозрачных капель, из которых каждая ясна, индивидуальна, соразмерна. Самое же главное у нее - мысль, лежащая в основе исполнения".

В послевоенные годы артистка побывала во многих странах, была в числе первых английских исполнителей, выступавших в СССР. В. Тимохин писал в газете "Советская культура": "Игра пианистки покоряет тщательностью в отделке каждой детали, техническим совершенством, мастерством проникновения в музыкальную ткань произведения. Лучшие черты ее облика - проникновенный лиризм, одухотворенность, глубокие чувства". В то же время было очевидно, что масштаб дарования артистки не очень велик, что порой ей изменяет чувство меры, вкус. Конечно, позднее, на фоне множества выдающихся пианистов, приезжавших к нам, достоинства Э. Джойс несколько поблекли, но не изгладились из памяти слушателей.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!