Рудольф БУХБИНДЕР

БУХБИНДЕР Рудольф (р. I. XII 1946)

Основная сфера интересов австрийского пианиста - венская классика и романтика. Это естественно: Бухбиндер с юных лет жил и воспитывался в столице Австрии, что наложило отпечаток на всю его творческую манеру. Основным педагогом его был Б. Зайдльхофер - музыкант, куда более известный своими педагогическими достижениями, чем артистическими. 10-летним мальчиком Бухбиндер исполнял с оркестром Первый концерт Бетховена, а в 15- проявил себя незаурядным ансамблистом: Венское фортепианное трио с его участием завоевало первую премию на конкурсе камерных ансамблей в Мюнхене. Спустя несколько лет Бухбиндер уже регулярно гастролировал по Европе, Северной и Южной Америке, Азии, не имея, впрочем, слишком шумного успеха. Упрочению его репутации способствовали пластинки, на которых были записаны сочинения Гайдна, Моцарта, Шумана, а также сделанная с камерным оркестром Варшавской филармонии под управлением К. Тейтша запись нескольких моцартовских концертов. Однако при всей пианистической "гладкости", в ней отмечались и некоторая "близорукость", ученическая скованность.

Первыми несомненными удачами пианиста стали две пластинки с оригинальными программами: на одной были записаны фортепианные вариации Бетховена, Гайдна и Моцарта, на другой - все произведения в форме вариаций, написанные когда-либо на знаменитую тему Диабелли. Здесь были представлены образцы творчества Бетховена, Черни, Листа, Гуммеля, Крейцера, Моцарта, эрц-герцога Рудольфа и других авторов. Несмотря на разностильность, пластинка представляет определенный художественный и исторический интерес. Во второй половине 70-х годов артист осуществил два монументальных начинания. Одно из них - запись полного собрания сонат Гайдна, сделанная по авторским рукописям и первым изданиям и сопровождаемая комментариями самого артиста, была высоко оценена критикой и удостоена двух высоких наград - "Гран-при" французской академии грампластинки и премии грамзаписи в ФРГ. За ней последовал альбом, содержащий все произведения Бетховена, написанные в форме вариаций. На сей раз прием не был столь восторженным. Как отмечал, например. Ю. Кестинг (ФРГ), эта работа, при всей ее серьезности, "не в состоянии встать в один ряд с величественными интерпретациями Гилельса, Аррау или Серкина". Все же и сама идея, и ее воплощение в целом получили одобрение и позволили Бухбиндеру упрочить свое положение на пианистическом горизонте. С другой стороны, эти записи способствовали его собственному художественному созреванию, выявлению его исполнительской индивидуальности, лучшие черты которой болгарский критик Р. Стателова определила так: "Изысканное чувство стиля, эрудиция, чудесная мягкость звукоизвлечения, естественность и ощущение музыкального движения". Наряду с этим, другие критики отмечают в качестве достоинств артиста непредвзятость трактовок, умение избежать штампа, но вместе с тем констатируют и определенную поверхность исполнительских решений, сдержанность, переходящую иногда в сухость.

Так или иначе, но артистическая деятельность Бухбиндера достигла ныне значительной интенсивности: он дает ежегодно около ста концертов, основу программ которых составляет музыка Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шумана, изредка исполняет и нововенцев - Шёнберга, Берга. В последние годы музыкант не без успеха пробует себя и на педагогическом поприще: он ведет класс в Базельской консерватории, а в летние месяцы руководит также курсами усовершенствования молодых пианистов в ряде городов Европы.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!