АДИГЕЗАЛЗАДЕ Зохраб Афрасияб оглы (р. 3. VII 1940)

нар. арт. Азербайджанской ССР (1983)

Азербайджанская исполнительская школа молода, По сути дела, лишь в последние десятилетия здесь выросли пианисты, утвердившие себя сперва на республиканской, а затем и всесоюзной эстрадах. Этому в значительной степени способствовал и подъем национальной композиторской культуры, и в частности фортепианное творчество К. Караева. К числу зрелых мастеров, работающих в Баку принадлежит Зохраб Адигезалзаде, который на протяжении долгих лет ведет плодотворную педагогическую деятельность в Азербайджанской консерватории: в 1980 году ему присвоено звание профессора. В его классе воспитаны десятки высокопрофессиональных музыкантов. Преподаванию он отдает много сил и энергии. Однако это не мешает ему активно концертировать как в республике, так и за ее пределами. Он начал выступать, окончив в 1962 году Азербайджанскую консерваторию по классу М. Р. Бреннера, а после завершения курса аспирантуры Ленинградской консерватории в 1970 году, где его руководителем был П. А. Серебряков, пианист гастролирует особенно интенсивно. Его исполнительское искусство получило высокую оценку и во многих зарубежных странах.

За прошедшее время значительно расширился репертуар пианиста. В его концертных программах представлены произведения Баха и Гайдна, Моцарта и Бетховена, Шопена и Листа, Дебюсси и Равеля, Рахманинова и Скрябина, Прокофьева и Шостаковича. В подходе к этим сочинениям, по словам кандидата искусствоведения Т. Сеидова, проявляется сосредоточенная углубленность, сдержанная эмоциональность, строгость исполнительской манеры, лирическая проникновенность, Художественной масштабностью отличается у артиста трактовка крупных фортепианных полотен, а они занимают весьма заметное место в его репертуаре. Можно, к примеру, назвать концерты Бетховена (№ 1), Брамса (№ 1), Чайковского (№ 1), Листа (№ 2), Грига, Сен-Санса (№ 2), Рахманинова (№ 1. 2), Прокофьева (№ 1). Гершвина (Концерт и Рапсодия в стиле блюз). Адигезалзаде познакомил азербайджанских слушателей и со Вторым фортепианным концертом Т. Хренникова.

Одну из главных своих задач пианист видит в пропаганде образцов современной национальной музыки. Он зарекомендовал себя отличным исполнителем Концерта на арабские темы Ф. Амирова и Э. Назировой, циклов К. Караева и Ф. Амирова, Баллады и "Музыкальных картинок" Дж. Гаджиева, Сонатины Ф. Караева. Значительное место занимают произведения азербайджанских авторов и в широком ансамблевом репертуаре Адигезалзаде.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!